+7 (495)420-15-00
Москва, ул. Академика Капицы, д.12
Понедельник - пятница, с 9:00 до 17:00

Исследовательская  работа

Исследовательская работа – творческая работа, выполненная с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

Этот вид работы связан с решением исследовательской задачи, в основе лежит гипотеза.
Говоря об этимологии слова «исследование», заметим, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто из «следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. 
Работа предполагает способность личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследовате-ля. Исследовательская работа требует максимальной самодисциплины и самостоятельности от учащегося-исследователя. Руководитель лишь указывает и расставляет вехи на пу-ти исследования, советует и ориентирует учащегося в море информации – методологиях, литературе, научной проблематике. 
Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского мышления. Главное здесь – не овладение новыми, доселе неизвестными фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть использованы в исследовании любой сложности и тематики.

В начале деятельности следует попытаться составить лист - резюме - для осмысления данной исследовательской работы.
Резюме - краткое изложение сути исследования, чёткое определение сферы научно-исследовательской деятельности. (Эти данные потребуются в дальнейшем для написания введения к работе).

Имеется в виду:

Объектная область – это сфера науки и практики, в которой находится объект ис-следования, может соответствовать той или иной учебной дисциплине.
Объект исследования – это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Это носитель проблемы. Объект – часть объектной области.
Предмет исследования – сама проблема. Это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта).
Предмет исследования определяет тему.
Тема – ракурс (угол зрения), в котором рассматривается проблема. Это визитная карточка исследования.
(Нельзя выбирать тему, которая давно стала «общим местом».
Тема должна представлять интерес для учащегося не только на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую перспективу профессионального развития ученика, т.е. имела непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности.
Еще лучше, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках из-бранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником.
Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях: по ней должны быть оборудование и литература.)
Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. Отсюда – обоснование актуальности темы.
Актуальность – важность, значительность данного исследования для настоящего времени. Обосновать актуальность – значит объяснить, почему данную проблему надо изучать в настоящее время, что мешало ее раскрытию раньше.
(Недостаточная научная разработанность; информационная ценность материала; многочислен-ность дискуссий, возникающих вокруг темы; необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; потребность в новых данных и новых методах; потребность практики. Т.е. тема должна быть актуальна или с научной точки зрения, или из практических соображений.)
Проблема – сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования.
Когда и почему возникла проблема? Как правило, ее появление связано с тем, что существующее научное знание уже не позволяет решать новые задачи, познавать новые явления, объяснять ранее неизвестные факты или выявлять несовершенство прежних способов объяснения, признанных фактов и эмпирических закономерностей.
Таким образом, можно представить проблему как некую противоречивую ситуацию, требующую своего разрешения. Разрешение этого противоречия связано с практической необходимостью. Это значит, что обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представить, на какие вопро-сы практики могут дать ответы его работы.

Для четкого определения темы исследования, пути и способы ее разработки и осуществления необходимо изучить научную литературу по вопросу. После чего тема уточняется, изменяется.
Работа с источниками: 
1. Источники просматриваются (по заголовку, аннотации, оглавлению, предисловию и по-слесловию, по справочному материалу) и отбираются наиболее ценные, определяется : какие источники надо изучить, а какие проработать выборочно.
2. Выборочное чтение с выписками начинается с библиографической записи. Идет поиск ответов на определенные вопросы по нескольким источникам и для сравнения и для сопоставления информации, для выработки своей собственной точки зрения. Выписывается все, что может пригодиться в научной работе (с указанием источника и страницы ): интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения.
3. Изучать – значит читать последовательно по параграфам, главам, частям, внимательно, останавливаясь и обдумывая. Информацию надо воспринимать критически (оценивая), понимать логику доказательств, искать ответы на поставленные перед исследователями вопросы. Делать записи по вышеупомянутому принципу.
Не все материалы пригодятся для помещения в работу, но они окажут помощь в уточнении темы исследования, а затем выдвижению гипотезы.

Гипотеза – то предположение, которое в ходе исследования либо подтверждают, либо опровергают. Гипотеза позволяет конкретизировать предмет исследования. Гипоте-за должна быть обоснованной, т.е. подкрепляться литературными данными или логическими соображениями. Это научно обоснованное предположение о непосредственно на-блюдаемом явлении.
(При формулировке гипотезы обычно используют словесные конструкции типа: «если…, то…»; «так…, как…»; «при условии, что…», т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей)
Сначала выдвигается рабочая гипотеза, потом она конкретизируется. Направления, по которым пойдет доказательство гипотезы, уточняются с помощью постановки цели и задач исследования.
Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.
Наиболее типичные цели (выраженные существительным):
1. Определение характеристик явлений, не изученных ранее.
2. Выявление взаимосвязи неких явлений
3. Изучение развития явлений
4. Изучение динамики явлений
5. Описание нового явления
6. Обобщение, выявление новых закономерностей
7. Создание классификаций.
Задачи исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответ-ствии с выдвинутой гипотезой.
Задачи лучше всего формулировать глаголом в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных, к наиболее сложным, трудоёмким, а их количество определяется глубиной исследования.)